миша сафронов (misha_safronov) wrote in animakids,
миша сафронов
misha_safronov
animakids

Categories:

"Как мы снимали мультфильм "Русская выхухоль"



Несмотря на пожары с 12 по 21 августа этого года команда студии «Да» своим самым большим составом в количестве десяти взрослых и четырех детей осуществила грандиозные гастроли в Воронежской области, в деревнях Варварино и Васильевка. Это уже вторая наша поездка в эти края, в прошлый раз мы были здесь зимой этого года, и результатом стал мультфильм «Волшебная земля». Причиной этих гастролей стало наше участие в проекте «Русская выхухоль» по спасению редкого и исчезающего на данный момент зверька. Проект получился более масштабный нежели «Волшебная земля» - кроме анимации мы в этот раз осваивали еще и видео, география увеличилась с одной деревни до двух, количество детей, участвовавших в проекте, увеличилось в несколько раз. В создании мультфильма приняли участие дети и взрослые из многих населенных пунктов России: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Варварино, Васильевка, Электросталь, Новохопёрск, Нижний Корочан.

Непоколебимый стержень проекта – Лена Буковская – ежедневно восхищала нас своей бесконечной материнской заботой обо всех вместе и каждом в отдельности. На своих плечах она практически одна вытащила всю организацию этого проекта, начиная от билетов и заканчивая липучками от мух. Нам было легко и спокойно работать, чувствуя, что за спиной у нас стоит Лена. Нельзя упустить из виду, что наша напряженная работа была сопряжена с отличным деревенским отдыхом, который, на мой взгляд, не идет ни в какой сравнение, ни с какими курортами. Ежедневные купания на реке и долгие прогулки по дубовому лесу – мы мечтали об этом холодной зимой, когда были здесь, но реальность превзошла все ожидания.

Набравшись двухлетнего опыта работы с детьми, наша команда достигла уже той степени профессионального раскрепощения, когда все творческие прения сведены к минимуму, а индивидуальная и совместная работа позволяет получать максимум удовольствия. Ежедневно собирая всех детей вместе на игровой части (ведущей которой была Ирка), а так же предлагая некоторые общие задания, в основном мы все-таки делили большое количество детей на отдельные юниты (группы), выполнявшие отдельные задания или работающие в отдельных направлениях, иногда технологиях. Один юнит работал на звуке, другой рисовал, третий снимал в ближайшем лесу стоп-моушен, четвертый делал анимацию мелом на доске, пятый изготавливал маски зверей и так далее.

Задача снять фильм-предупреждение, который помог бы спасти от полного исчезновения русскую выхухоль – задача реально непростая. Во-первых, любая заказная работа обычно задыхается в рамках каких-то формальных целей, заниматься творчеством с детьми на самом деле сложно, а тем более на заказ. Во-вторых, придумать и реализовать социальный экологический фильм, который отвечал бы не каким-то требованиям, а действительно искал бы контакта со зрителем, был трогательным, искренним и в то же время сильным… в общем, чем больше мы размышляли над предстоящей работой, тем невыполнимее она нам казалась. Одна лишь просьба организаторов проекта выстроить мультфильм на научно-публицистической информации и, в отличие от «Волшебной земли» как можно меньше уходить в сторону наших фантазий, внушала нам серьезное волнение.

Но отступать было некуда, мы начали занятия с детьми, импровизируя сюжет мультфильма на ходу. По нескольку раз в день мы собирались взрослым коллективом студии, чтобы понять, куда нам двигаться дальше и обсудить конкретику предстоящих занятий. В итоге, на мой взгляд, история так удачно сложилась из двух основных идей – в нашем мультфильме русская выхухоль не просто отдельный лесной зверек, а символ леса как такового, дух леса. Этот образ несет, как мне кажется, правильную и интересную экологическую подоплеку. Признаться, мы опирались в наших поисках на творчество Хаяо Миядзаки, которому всегда была очень близка тема противопоставления природы и прогресса нашей технократической цивилизации. Обнаружив этот нужный нам образ, мы даже посчитали необходимым и устроили специальный детский показ его мультфильма «Принцесса Мононоке». Второй принципиально важной идеей, как мне кажется, стал образ выхухоли как очень родного и близкого нам существа – образ бабушки. В своем красном платочке в горошек она выглядит и трогательной, и до боли знакомой. И она действительно бабушка: выхухоль сохранилась со времен динозавров и мамонтов, она очень древнее существо. Она с нами всю жизнь. Мы не замечали ее, а ведь она была рядом в самые важные мгновенья нашей жизни. Она помнит царей, она видела революцию, она сражалась вместе с нами во вторую мировую войну. Она всегда нуждалась в нашем внимании, но сейчас без нашей заботы она просто погибнет. «Я ухожу отсюда навсегда», - говорит она нам, поворачивается и уходит. А мы стоим и смотрим ей вслед…
Tags: 4. видео, 6. события
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments