?

Log in

No account? Create an account
миша

misha_safronov in animakids

"Как мы снимали мультфильм "Русская выхухоль"



Несмотря на пожары с 12 по 21 августа этого года команда студии «Да» своим самым большим составом в количестве десяти взрослых и четырех детей осуществила грандиозные гастроли в Воронежской области, в деревнях Варварино и Васильевка. Это уже вторая наша поездка в эти края, в прошлый раз мы были здесь зимой этого года, и результатом стал мультфильм «Волшебная земля». Причиной этих гастролей стало наше участие в проекте «Русская выхухоль» по спасению редкого и исчезающего на данный момент зверька. Проект получился более масштабный нежели «Волшебная земля» - кроме анимации мы в этот раз осваивали еще и видео, география увеличилась с одной деревни до двух, количество детей, участвовавших в проекте, увеличилось в несколько раз. В создании мультфильма приняли участие дети и взрослые из многих населенных пунктов России: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Варварино, Васильевка, Электросталь, Новохопёрск, Нижний Корочан.

Непоколебимый стержень проекта – Лена Буковская – ежедневно восхищала нас своей бесконечной материнской заботой обо всех вместе и каждом в отдельности. На своих плечах она практически одна вытащила всю организацию этого проекта, начиная от билетов и заканчивая липучками от мух. Нам было легко и спокойно работать, чувствуя, что за спиной у нас стоит Лена. Нельзя упустить из виду, что наша напряженная работа была сопряжена с отличным деревенским отдыхом, который, на мой взгляд, не идет ни в какой сравнение, ни с какими курортами. Ежедневные купания на реке и долгие прогулки по дубовому лесу – мы мечтали об этом холодной зимой, когда были здесь, но реальность превзошла все ожидания.

Набравшись двухлетнего опыта работы с детьми, наша команда достигла уже той степени профессионального раскрепощения, когда все творческие прения сведены к минимуму, а индивидуальная и совместная работа позволяет получать максимум удовольствия. Ежедневно собирая всех детей вместе на игровой части (ведущей которой была Ирка), а так же предлагая некоторые общие задания, в основном мы все-таки делили большое количество детей на отдельные юниты (группы), выполнявшие отдельные задания или работающие в отдельных направлениях, иногда технологиях. Один юнит работал на звуке, другой рисовал, третий снимал в ближайшем лесу стоп-моушен, четвертый делал анимацию мелом на доске, пятый изготавливал маски зверей и так далее.

Задача снять фильм-предупреждение, который помог бы спасти от полного исчезновения русскую выхухоль – задача реально непростая. Во-первых, любая заказная работа обычно задыхается в рамках каких-то формальных целей, заниматься творчеством с детьми на самом деле сложно, а тем более на заказ. Во-вторых, придумать и реализовать социальный экологический фильм, который отвечал бы не каким-то требованиям, а действительно искал бы контакта со зрителем, был трогательным, искренним и в то же время сильным… в общем, чем больше мы размышляли над предстоящей работой, тем невыполнимее она нам казалась. Одна лишь просьба организаторов проекта выстроить мультфильм на научно-публицистической информации и, в отличие от «Волшебной земли» как можно меньше уходить в сторону наших фантазий, внушала нам серьезное волнение.

Но отступать было некуда, мы начали занятия с детьми, импровизируя сюжет мультфильма на ходу. По нескольку раз в день мы собирались взрослым коллективом студии, чтобы понять, куда нам двигаться дальше и обсудить конкретику предстоящих занятий. В итоге, на мой взгляд, история так удачно сложилась из двух основных идей – в нашем мультфильме русская выхухоль не просто отдельный лесной зверек, а символ леса как такового, дух леса. Этот образ несет, как мне кажется, правильную и интересную экологическую подоплеку. Признаться, мы опирались в наших поисках на творчество Хаяо Миядзаки, которому всегда была очень близка тема противопоставления природы и прогресса нашей технократической цивилизации. Обнаружив этот нужный нам образ, мы даже посчитали необходимым и устроили специальный детский показ его мультфильма «Принцесса Мононоке». Второй принципиально важной идеей, как мне кажется, стал образ выхухоли как очень родного и близкого нам существа – образ бабушки. В своем красном платочке в горошек она выглядит и трогательной, и до боли знакомой. И она действительно бабушка: выхухоль сохранилась со времен динозавров и мамонтов, она очень древнее существо. Она с нами всю жизнь. Мы не замечали ее, а ведь она была рядом в самые важные мгновенья нашей жизни. Она помнит царей, она видела революцию, она сражалась вместе с нами во вторую мировую войну. Она всегда нуждалась в нашем внимании, но сейчас без нашей заботы она просто погибнет. «Я ухожу отсюда навсегда», - говорит она нам, поворачивается и уходит. А мы стоим и смотрим ей вслед…

Comments

Какие вы здоровские!!!
С восторгом смотрю все что вы выкладываете!
жаль, что вы Питере - хочется как-то быть причастной))
Люблю вас всех и соскучилась ужасно!
Алиса с Глашей, конечно, вне конкуренции, как всегда))))
Спасибо, Мишка, ты так здрово всё собрал. Ах как.